Ремонт стеклопластиковых/пластиковых корпусов
Пластик давно и прочно ворвался в нашу жизнь. Сегодня их этого прочного и относительного дешевого материала изготавливаются корпуса и детали многих устройств и приборов, от кухонного комбайна до легкового автомобиля. Обладая рядом достоинств (важнейшее из которых – отсутствие коррозии), пластик и его разновидности при целенаправленном механическом воздействии могут повреждаться. Во многих случаях незначительные дефекты поверхности (сколы, царапины, вогнутости или трещины) большой роли не играют, однако если такое повреждение расположено снаружи, оно ухудшает эстетическое восприятие пластиковой детали. Например, для владельцев транспортного средства любая царапина – это уже повод обратиться к мастерам, которые смогут восстановить первоначальную внешность кузовной детали. То же можно сказать и в отношении мобильных гаджетов и девайсов: царапины и вмятины на дорогом смартфоне или планшете крайне нежелательны.
И хотя во многих случаях замена поврежденной детали из пластика или стеклопластика является относительно недорогим способом восстановления внешнего вида, такая возможность появляется не всегда.
Чтобы не тратить массу времени на поиск требуемой пластиковой детали, ждать, пока ее доставят и затем огорчаться, если цвет будет несколько отличаться от родного, гораздо проще выполнить ремонт пластикового корпуса: он займет минимум времени и обойдется вам не дороже замены детали.
Например, ремонт корпуса ноутбука займет не более 15-20 минут, а если вы повредили такую сложную по геометрии кузовную деталь автомобиля, как бампер, его восстановление может занять несколько часов.
Существует несколько способов ремонта деталей из пластика или стеклопластика.
Термическая обработка осуществляется нагревом, это один из наиболее распространенных и относительно простых методов ремонта. Однако использовать термическую обработку можно не для всех разновидностей пластика.
Сварка – метод, используемый при обширных повреждениях пластиковой поверхности. В этом случае стыки двух пластиковых деталей сначала нагреваются, после чего происходит их соединение.
Ремонт пластика с помощью клея
Некоторые разновидности пластика при сильном нагреве не плавятся, поэтому для них вышеописанные методы ремонта непригодны. В этом случае используется специальная клеевая основа, при затвердевании которой образуется прочный полимер. Главная проблема данного способа ремонта – правильный подбор основы, идеально подходящей для конкретной разновидности пластика.
Ламинирование пластиковой поверхности
Этот способ обработки идеален при ремонте изделий из стеклопластика, поскольку клей для этого материала производится из недорогих компонентов.
Все перечисленные способы восстановления поверхности пластикового корпуса позволяют вернуть деталь Описанные способы позволят выполнить ремонт пластиковой детали кузова до первоначального состояния, если этим ремонтом занимается профессионал.
Ремонт пластика (восстановление/изготовление новых частей)
В быту, на работе мы окружены огромным количеством предметов, части которых изготовлены из различных полимеров. Однако мы не задумывается, насколько разными могут быть характеристики пластика (твердость, вязкость, стойкость к высоким температурам или растворителям).
В зависимости от физических свойств пластики бывают термореактивные и термопластичные.
Термореактивные пластики хорошо противостоят различным растворителям, однако при нагреве такая пластмасса разрушается, поэтому она не поддается пайке. Термопластичные пластики (в частности, хорошо нам знакомые полипропилен, полиэтилен, полистирол) при нагревании плавятся, поэтому легко поддаются сварке. Полипропилен, обладая к тому же высокой прочностью, является сегодня наиболее распространенным материалом для изготовления фар, бамперов и других деталей автомобильных кузовов.
Приведем список обозначений наиболее популярных пластиков:
PA – нейлон (полиамид)
PPO – полиэстер
PC – поликарбонат
PP – полипропилен
RIM, PUR – полиуретан
PE – полиэтилен
PVC – поливинилхлорид
FRP, RTM, SMC, UP – стеклопластик.
Чтобы выполнить качественный ремонт пластиковой детали (или изготовить какую-то её часть), главное условие – правильно определить разновидность пластика, из которого изготовлена нуждающаяся в ремонте пластиковая деталь.
Как правило, автомобильные и другие разновидности пластика в зависимости от технологии ремонта подразделяются на:
пластики, которые можно паять или использовать сварку
пластики, которые можно только склеить
пластики, допускающие оба вышеуказанных вида ремонта.
Для качественного выполнения ремонтных работ, кроме определения типа пластика и методики его ремонта, необходимо также в точности соблюдать технологию. Само собой, что для этого используется специализированный инструмент, предоставляющий возможность реализовать конкретную технологию ремонта пластиковой поверхности в полном объеме.
Так, если пластик не допускает нагрева свыше 350 градусов, недопустимо использование инструмента, имеющего рабочую температуру порядка 500-600 градусов. В этом случае структура пластмассы разрушается, поэтому сам шов и окружающее пространство становятся хрупкими и могут быть разрушены даже при относительно слабом механическом воздействии. Некоторые разновидности пластика не допускают использования фена, однако при соблюдении технологии их можно соединить паяльником. Знание этих и других нюансов и обеспечивает качественное восстановление или изготовление пластиковых деталей.